Профессиональная деформация личности сотрудника


Профессиональная деформация личности сотрудника
Негативное изменение психологических и социально-психологических особенностей личности сотрудника ПОО в процессе службы и осуществляемой правоохранительной деятельности. Проблемы профессиональнойдеформации исследовались А.Р. Ратиновым (1967), Г.Г. Шиханцовым (1976,1998), Л.С. Свецицким (1986), Н.Л. Гранат (1993), А.И. Папкиным (1996), К.Р. Такасаевой (2001) и др. Наиболее подробно они исследованы А.В. Будановым (1987, 1992, 1994), выделевшим три основные группы факторов, ведущих к профессиональной деформации: обусловленных спецификой ПД, личностного свойства и социально-психологических. Весомый вклад в исследование проявлений профессиональной деформации принадлежит С.П. Безносову (1987, 1997), предложившему психологический портрет ее проявлений, и В.С. Медведеву (1991, 1996, 1999), связавшему ее с отклонением социальных ориентиров личности и особенностями деятельности разных служб (особенно в уголовном возрасте, патрульно-постовой службе, следствии). С.Е. Борисова (1998, 2001) выявила личностные предпосылки профессиональной деформации сотрудников в первые годы службы и впоследствии. Изучены вопросы профессиональной деформации в милиции, прокуратуре и уголовно-исполнительной системы, но мало - в органах налоговой полиции, адвокатуры, нотариата, таможенных органов, судов и др. ПОО.

Профессиональная деформация сотрудника ПОО характеризуется: а) жесткими профессиональными установками, б) обвинительным уклоном, в) чрезмерной подозрительностью и педантичностью, г) черствостью к человеческой беде, д) правовым нигилизмом, е) самооправданием нарушений служебных норм интересами и целями борьбы с преступностью, ж) злоупотреблением властью, з) использованием служебного положения в личных целях, и) снижением самоконтроля и требовательности к себе.

Установлено, что развитию профессиональной деформации сотрудников ПОО способствуют три основные группы факторов:

1) обусловленные спецификой правоохранительной деятельности: а) детальная правовая регламентация деятельности, б) властные полномочия, в)психологические и физические перегрузки, г) особенности организации службы, недостаточное материальное вознаграждение за службу, д) повышенная ответственность, е) экстремальность, ж) профессиональные контакты с криминальными личностями, з) корпоративность;

2) связанные с личностными особенностями сотрудников: а) завышенные личностные ожидания от службы в ПОО, б) недостаточная профессиональная подготовленность, в) жесткие профессиональные установки, г) профессиональный возраст. д) развитие склонности к насилию, е) опережающее овладение техникой профессиональной деятельности в сравнении с должным профессиональным развитием личности, ж) развитие решительности при слабости самоконтроля и самокритичности, з) появление разочарования профессией, переоценка ее личностного смысла;

3) социально-психологического свойства: а) неадекватный стиль руководства, б) напряженные, конфликтные отношения между сотрудниками, в) конфликты в семье, г) низкая общественная оценка деятельности сотрудников, вызывающая чувства бессилия и неполноценности, которые начинают компенсироваться агрессией нарушением служебных норм при решении профессиональных задач.

Работа по профилактике профессиональной деформации предполагает устранение причин и условий, относящихся к первой и третьей группах факторов. Работа с учетом третьей группы факторов требует: а) улучшения профессионально-психологического отбора на службу за счет лучшей диагностики личностных качеств (прежде всего - направленности, морально-психологических), б) регулярной психодиагностики, ориентированной на выявление изменений в личности сотрудников по ходу службы, в) улучшения морально-психологической подготовки и правового воспитания, г) проведения регулярных психологических тренингов, игр и психологических консультаций, имеющих профилактическую и коррекционную направленность.

(С.Е. Борисова)

Литература: Буданов А.В. Работа с сотрудниками ОВД по профилактике профессиональной деформации. – М., 1992; Буданов А.В. Работа с сотрудниками ОВД по преодолению профессиональной деформации. – М., 1994; Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: подходы, концепции, методы. Автореф. дисс…докт психол. наук. – СПб. 1997; Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Автореф. дисс…канд. психол. наук. – М., 1998; Медведев В.С. Психология профессиональной деформации сотрудников ОВД. Автореф. дисс…докт. психол. наук. – Киев. 1999; Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. – М., 2000. С. 326-336


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.

Смотреть что такое "Профессиональная деформация личности сотрудника" в других словарях:

  • Профессиональная деформация личности сотрудников исправительных учреждений — Изменения и нарушения в личности сотрудников, вызванные специфическими факторами деятельности и отрицательно влияющие на ее осуществление. Профессиональная деформация личности сотрудников ИУ – результат взаимовлияния специфики служебной… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Виктимность профессиональная сотрудника ПОО — Психологически отрицательное профессионально–личностное образование , создающее реальную угрозу несчастных случаев, ранений или гибели сотрудника при действиях в криминально опасных и иных критических ситуациях. Структурно профессиональная… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Антикриминальная устойчивость сотрудника — Характеризует и способность успешно осуществлять административно юрисдикционную, уголовно процессуальную, оперативно розыскную и служебно боевую деятельность вопреки нравственно психологическому и силовому (включая вооруженное) противодействию… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Социально-психологические факторы в службе и деятельности персонала ПОО ПД — деятельность для людей, с людьми и среди людей. Поэтому она вплетена в «паутину», систему социально психологических связей, зависимостей и влияний (см. Социально психологический подход в ЮП) и неотрывна от них. В ней есть три основные сферы со… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Кризисы профессионального становления сотрудников — Кризисы психологические – непродолжительные по времени переходные моменты на жизненном пути личности, характеризующиеся кардинальной перестройкой сознания и форм активности. Они детерминируются внешними и, или внутренними противоречиями, в… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Антикризисное управление — (Crisis management) Содержание Содержание 1. Понятие «» 2. Принципы стратегического антикризисного управления 3. Кризисные факторы 4. Направления антикризисного управления 5. Универсальные средства антикризисного управления 6. Смена ориентации… …   Энциклопедия инвестора